Абсолютная монополия

Чистая (абсолютная) монополия является полным антиподом со­вершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, при­чем он производит товар, не имеющий заменителей, и полностью кон­тролирует объем предложения, очень сильно влияет на цены, рассчиты­вая получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возмож­ных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от про­дажи возможного количества товара по данной цене.

В реальной экономике развитых стран чистая монополия — явление крайне редкое. В жизни всегда есть опасность потенциальной конкурен­ции или конкуренции иностранных производителей. Система телефонной связи — пример чистой монополии. Однако не следует забывать, что су­ществуют и иные виды связи (экспресс-почта, спутниковая связь), кото­рые создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи.

Особое место в чистой монополии занимает феномен естественной мо­нополии. К естественным монополиям относятся предприятия общественно­го пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ре­сурсы, например, электрические и газовые предприятия, предприятия водо­снабжения, линии связи и транспорта. Естественные монополии, как правило, находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование их связано с масштабом производства — эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей техниче­ской оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на еди­ницу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желательным явлением для общества, хотя монополистическая природа все-таки вынуждает регулиро­вать их деятельность со стороны государства.

Для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов могут быть установлены юридические ограничения — ис­кусственные барьеры в форме лицензии, авторского права, товарных зна­ков или патентной защиты.

Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем что­бы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме вы­пуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т. е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Поделиться в соц. сетях

Абсолютная монополия
Абсолютная монополия
Абсолютная монополия
Абсолютная монополия
Абсолютная монополия
Абсолютная монополия
Абсолютная монополия

Оставить комментарий

*
Категории блога